Блог

Тишина в классе

Тишина в#nbsp;классе: песочные часы, шумомеры и#nbsp;антистрессы как альтернатива крику

Первый вопрос, который должен задать себе учитель: «А#nbsp;точно#nbsp;ли мне всегда нужна тишина в#nbsp;классе?». На#nbsp;самом деле современный подход к#nbsp;обучению, скорее, предполагает активную вовлеченность учеников, чем пассивное слушание и#nbsp;следование инструкциям.

В#nbsp;Школе-Город мы#nbsp;чаще используем понятие «рабочая атмосфера», чем «тишина в#nbsp;классе». Для разных видов деятельности уровень шума, соответствующий рабочей атмосфере, будет разный. Если мы#nbsp;обсуждаем прочитанный текст в#nbsp;мини-группах, то#nbsp;уровень шума будет как в#nbsp;кафе, где все беседуют за#nbsp;своими столиками.

А#nbsp;вот если идет самостоятельная работа или ученики пишут рассказ, то#nbsp;тихая обстановка поможет сконцентрироваться.

Авторитарная педагогика предлагает очень простой способ поддерживать тишину: «двойка», «замечание в#nbsp;дневник» или «голосовое управление»#nbsp;— это когда учителю от#nbsp;безысходности приходится быть погромче и#nbsp;построже.

О#nbsp;том, как мы#nbsp;без крика и#nbsp;страха поддерживаем рабочий уровень шума в#nbsp;классе, расскажем на#nbsp;примере четырех историй.
Тишина в#nbsp;классе: песочные часы, шумомеры и#nbsp;антистрессы как альтернатива крику.

История 1. Про капибару

В#nbsp;кабинете на#nbsp;втором этаже на#nbsp;стене висит плакат с#nbsp;очень дружелюбной капибарой. Сначала может показаться, что это всего лишь забавный декор. Но#nbsp;если вы#nbsp;понаблюдаете за#nbsp;уроком некоторое время, то#nbsp;заметите, что ребята подходят к#nbsp;капибаре и#nbsp;дают ей#nbsp;«пять». Это значит, что они закончили делать задание. «При чем тут тишина?» —спросите#nbsp;вы. А#nbsp;вот при чем. Никто в#nbsp;этом классе не#nbsp;выкрикивает с#nbsp;места: «Я#nbsp;все!», «Я#nbsp;закончил», «А#nbsp;что делать дальше?».

История 2. Про песочные часы

Мешать ходу урока в#nbsp;школе нельзя. Но#nbsp;что делать, если больше нет сил не#nbsp;то чтобы учиться, а#nbsp;даже придерживаться заведенных правил поведения: не#nbsp;шуметь, не#nbsp;выкрикивать, не#nbsp;болтать.

Первое, что требуется сделать#nbsp;— это заметить, что ты#nbsp;устал настолько, что продолжать учиться больше и#nbsp;правда не#nbsp;в#nbsp;состоянии. Второе#nbsp;— взять песочные часы и#nbsp;выпасть из#nbsp;урока на#nbsp;три минуты. Для учителя#nbsp;— это знак, что этому ребенку нужно время выдохнуть и#nbsp;прийти в#nbsp;себя.

Не#nbsp;злоупотребляют#nbsp;ли дети этой возможностью? Наш ответ нет: практика показывает, что чем больше внимания и#nbsp;человеческого отношения к#nbsp;их#nbsp;состоянию и#nbsp;запросам со#nbsp;стороны школы, тем меньше желания злоупотреблять и#nbsp;разрушать среду. Но#nbsp;даже если ребенок начнет это делать, всегда есть право обозначить границу: например, не#nbsp;больше двух часиков за#nbsp;урок.

История 3. Про антистрессы

Вы#nbsp;замечали, что звуки в#nbsp;классе#nbsp;— это не#nbsp;всегда разговор? Кто-то щелкает ручкой, кто-то качается на#nbsp;стуле и#nbsp;приземляется с#nbsp;грохотом. Все эти звуки можно свести на#nbsp;нет, предложив ученикам тихие антистрессы, которые всегда есть в#nbsp;классе. Для этого подойдут сквиши, кольца су-джок и#nbsp;даже обычный пластилин. В#nbsp;некоторых странах в#nbsp;магазинах даже продают специальные помогающие наборы «teachers fidget tools», но#nbsp;нет никакой сложности в#nbsp;том, чтобы собрать такой набор самим.

История 4. Про шумомеры

Прогуливаясь по#nbsp;Школе-Город, вы#nbsp;можете заметить много разных шумомеров:
Настенный шумомер в#nbsp;коридоре помогает следить, чтобы громкость на#nbsp;перемене не#nbsp;выходила за#nbsp;рамки «приличий», а#nbsp;еще вы#nbsp;можете изучить информационную табличку и#nbsp;сравнить уровень шума в#nbsp;школе с#nbsp;уровнем шума от#nbsp;работы циркулярной пилы, например.
Деревянный шумомер помогает обозначить на#nbsp;уроке желаемый уровень шума. Это помогает сохранять рабочую атмосферу, но#nbsp;при этом не#nbsp;создавать ситуации непонятных или слишком узких границ, в#nbsp;которых детям трудно находиться длительное время.
Онлайн-сервисы помогают замерять уровень шума в#nbsp;режиме реального времени. Мы#nbsp;любим такие: zero noise classroom (устанавливается как дополнение к#nbsp;Google Chrome и#nbsp;подходит для работ с#nbsp;ограничением по#nbsp;времени) и#nbsp;bouncy balls (работает онлайн без регистрации. Нет таймера, но#nbsp;визуализация#nbsp;— прекрасна).

И#nbsp;в#nbsp;завершение напомним вам про лайфхак, который не#nbsp;требует от#nbsp;взрослого никакой подготовки. Если уровень шума все-таки вышел из-под контроля, не#nbsp;спешите перекрикивать детей, просто начните игру «кто меня слышит».

  • «Кто меня слышит, поднимите левую руку!»#nbsp;— вы#nbsp;сами поднимаете руку, а с вами#nbsp;— еще пара самых внимательных ребят.
  • «Кто меня слышит, хлопните один раз!»#nbsp;— вы, несколько внимательных ребят и#nbsp;еще те, кто заметили, что что-то происходит, хлопают один раз.
  • «Кто меня слышит…»

И#nbsp;так до#nbsp;тех пор, пока не#nbsp;присоединится весь класс. Родители могут пользоваться этим приемом на#nbsp;детских праздниках, если веселье зашло слишком уж#nbsp;далеко.

Желаем всем приятной рабочей атмосферы на#nbsp;уроках!

2024-01-17 18:03