Тишина в классе: песочные часы, шумомеры и антистрессы как альтернатива крику
Первый вопрос, который должен задать себе учитель: «А точно ли мне всегда нужна тишина в классе?». На самом деле современный подход к обучению, скорее, предполагает активную вовлеченность учеников, чем пассивное слушание и следование инструкциям.
В Школе-Город мы чаще используем понятие «рабочая атмосфера», чем «тишина в классе». Для разных видов деятельности уровень шума, соответствующий рабочей атмосфере, будет разный. Если мы обсуждаем прочитанный текст в мини-группах, то уровень шума будет как в кафе, где все беседуют за своими столиками.
А вот если идет самостоятельная работа или ученики пишут рассказ, то тихая обстановка поможет сконцентрироваться.
Авторитарная педагогика предлагает очень простой способ поддерживать тишину: «двойка», «замечание в дневник» или «голосовое управление» — это когда учителю от безысходности приходится быть погромче и построже.
О том, как мы без крика и страха поддерживаем рабочий уровень шума в классе, расскажем на примере четырех историй.
В Школе-Город мы чаще используем понятие «рабочая атмосфера», чем «тишина в классе». Для разных видов деятельности уровень шума, соответствующий рабочей атмосфере, будет разный. Если мы обсуждаем прочитанный текст в мини-группах, то уровень шума будет как в кафе, где все беседуют за своими столиками.
А вот если идет самостоятельная работа или ученики пишут рассказ, то тихая обстановка поможет сконцентрироваться.
Авторитарная педагогика предлагает очень простой способ поддерживать тишину: «двойка», «замечание в дневник» или «голосовое управление» — это когда учителю от безысходности приходится быть погромче и построже.
О том, как мы без крика и страха поддерживаем рабочий уровень шума в классе, расскажем на примере четырех историй.
Тишина в классе: песочные часы, шумомеры и антистрессы как альтернатива крику.
История 1. Про капибару
В кабинете на втором этаже на стене висит плакат с очень дружелюбной капибарой. Сначала может показаться, что это всего лишь забавный декор. Но если вы понаблюдаете за уроком некоторое время, то заметите, что ребята подходят к капибаре и дают ей «пять». Это значит, что они закончили делать задание. «При чем тут тишина?» —спросите вы. А вот при чем. Никто в этом классе не выкрикивает с места: «Я все!», «Я закончил», «А что делать дальше?».
История 2. Про песочные часы
![](https://static.tildacdn.com/tild6235-6435-4361-b465-656233663635/IMG_1108_.jpg)
Мешать ходу урока в школе нельзя. Но что делать, если больше нет сил не то чтобы учиться, а даже придерживаться заведенных правил поведения: не шуметь, не выкрикивать, не болтать.
Первое, что требуется сделать — это заметить, что ты устал настолько, что продолжать учиться больше и правда не в состоянии. Второе — взять песочные часы и выпасть из урока на три минуты. Для учителя — это знак, что этому ребенку нужно время выдохнуть и прийти в себя.
Не злоупотребляют ли дети этой возможностью? Наш ответ нет: практика показывает, что чем больше внимания и человеческого отношения к их состоянию и запросам со стороны школы, тем меньше желания злоупотреблять и разрушать среду. Но даже если ребенок начнет это делать, всегда есть право обозначить границу: например, не больше двух часиков за урок.
Первое, что требуется сделать — это заметить, что ты устал настолько, что продолжать учиться больше и правда не в состоянии. Второе — взять песочные часы и выпасть из урока на три минуты. Для учителя — это знак, что этому ребенку нужно время выдохнуть и прийти в себя.
Не злоупотребляют ли дети этой возможностью? Наш ответ нет: практика показывает, что чем больше внимания и человеческого отношения к их состоянию и запросам со стороны школы, тем меньше желания злоупотреблять и разрушать среду. Но даже если ребенок начнет это делать, всегда есть право обозначить границу: например, не больше двух часиков за урок.
История 3. Про антистрессы
![](https://static.tildacdn.com/tild6534-3437-4135-a234-376165653039/IMG_1106_.jpg)
Вы замечали, что звуки в классе — это не всегда разговор? Кто-то щелкает ручкой, кто-то качается на стуле и приземляется с грохотом. Все эти звуки можно свести на нет, предложив ученикам тихие антистрессы, которые всегда есть в классе. Для этого подойдут сквиши, кольца су-джок и даже обычный пластилин. В некоторых странах в магазинах даже продают специальные помогающие наборы «teachers fidget tools», но нет никакой сложности в том, чтобы собрать такой набор самим.
История 4. Про шумомеры
Прогуливаясь по Школе-Город, вы можете заметить много разных шумомеров:
![](https://static.tildacdn.com/tild3663-6266-4239-a436-343363356137/IMG_4364_.jpg)
Настенный шумомер в коридоре помогает следить, чтобы громкость на перемене не выходила за рамки «приличий», а еще вы можете изучить информационную табличку и сравнить уровень шума в школе с уровнем шума от работы циркулярной пилы, например.
![](https://static.tildacdn.com/tild3261-6366-4332-b062-303134303437/IMG_4364_new_.jpg)
Деревянный шумомер помогает обозначить на уроке желаемый уровень шума. Это помогает сохранять рабочую атмосферу, но при этом не создавать ситуации непонятных или слишком узких границ, в которых детям трудно находиться длительное время.
![](https://static.tildacdn.com/tild3838-3733-4036-b635-663633333061/IMG_4364__new.jpg)
Онлайн-сервисы помогают замерять уровень шума в режиме реального времени. Мы любим такие: zero noise classroom (устанавливается как дополнение к Google Chrome и подходит для работ с ограничением по времени) и bouncy balls (работает онлайн без регистрации. Нет таймера, но визуализация — прекрасна).
И в завершение напомним вам про лайфхак, который не требует от взрослого никакой подготовки. Если уровень шума все-таки вышел из-под контроля, не спешите перекрикивать детей, просто начните игру «кто меня слышит».
И так до тех пор, пока не присоединится весь класс. Родители могут пользоваться этим приемом на детских праздниках, если веселье зашло слишком уж далеко.
- «Кто меня слышит, поднимите левую руку!» — вы сами поднимаете руку, а с вами — еще пара самых внимательных ребят.
- «Кто меня слышит, хлопните один раз!» — вы, несколько внимательных ребят и еще те, кто заметили, что что-то происходит, хлопают один раз.
- «Кто меня слышит…»
И так до тех пор, пока не присоединится весь класс. Родители могут пользоваться этим приемом на детских праздниках, если веселье зашло слишком уж далеко.
Желаем всем приятной рабочей атмосферы на уроках!