Тишина в классе: песочные часы, шумомеры и антистрессы как альтернатива крику
Первый вопрос, который должен задать себе учитель: «А точно ли мне всегда нужна тишина в классе?». На самом деле современный подход к обучению, скорее, предполагает активную вовлеченность учеников, чем пассивное слушание и следование инструкциям.
В Школе-Город мы чаще используем понятие «рабочая атмосфера», чем «тишина в классе». Для разных видов деятельности уровень шума, соответствующий рабочей атмосфере, будет разный. Если мы обсуждаем прочитанный текст в мини-группах, то уровень шума будет как в кафе, где все беседуют за своими столиками.
А вот если идет самостоятельная работа или ученики пишут рассказ, то тихая обстановка поможет сконцентрироваться.
Авторитарная педагогика предлагает очень простой способ поддерживать тишину: «двойка», «замечание в дневник» или «голосовое управление» — это когда учителю от безысходности приходится быть погромче и построже.
О том, как мы без крика и страха поддерживаем рабочий уровень шума в классе, расскажем на примере четырех историй.
В Школе-Город мы чаще используем понятие «рабочая атмосфера», чем «тишина в классе». Для разных видов деятельности уровень шума, соответствующий рабочей атмосфере, будет разный. Если мы обсуждаем прочитанный текст в мини-группах, то уровень шума будет как в кафе, где все беседуют за своими столиками.
А вот если идет самостоятельная работа или ученики пишут рассказ, то тихая обстановка поможет сконцентрироваться.
Авторитарная педагогика предлагает очень простой способ поддерживать тишину: «двойка», «замечание в дневник» или «голосовое управление» — это когда учителю от безысходности приходится быть погромче и построже.
О том, как мы без крика и страха поддерживаем рабочий уровень шума в классе, расскажем на примере четырех историй.
Тишина в классе: песочные часы, шумомеры и антистрессы как альтернатива крику.
История 1. Про капибару
В кабинете на втором этаже на стене висит плакат с очень дружелюбной капибарой. Сначала может показаться, что это всего лишь забавный декор. Но если вы понаблюдаете за уроком некоторое время, то заметите, что ребята подходят к капибаре и дают ей «пять». Это значит, что они закончили делать задание. «При чем тут тишина?» —спросите вы. А вот при чем. Никто в этом классе не выкрикивает с места: «Я все!», «Я закончил», «А что делать дальше?».
История 2. Про песочные часы
Мешать ходу урока в школе нельзя. Но что делать, если больше нет сил не то чтобы учиться, а даже придерживаться заведенных правил поведения: не шуметь, не выкрикивать, не болтать.
Первое, что требуется сделать — это заметить, что ты устал настолько, что продолжать учиться больше и правда не в состоянии. Второе — взять песочные часы и выпасть из урока на три минуты. Для учителя — это знак, что этому ребенку нужно время выдохнуть и прийти в себя.
Не злоупотребляют ли дети этой возможностью? Наш ответ нет: практика показывает, что чем больше внимания и человеческого отношения к их состоянию и запросам со стороны школы, тем меньше желания злоупотреблять и разрушать среду. Но даже если ребенок начнет это делать, всегда есть право обозначить границу: например, не больше двух часиков за урок.
Первое, что требуется сделать — это заметить, что ты устал настолько, что продолжать учиться больше и правда не в состоянии. Второе — взять песочные часы и выпасть из урока на три минуты. Для учителя — это знак, что этому ребенку нужно время выдохнуть и прийти в себя.
Не злоупотребляют ли дети этой возможностью? Наш ответ нет: практика показывает, что чем больше внимания и человеческого отношения к их состоянию и запросам со стороны школы, тем меньше желания злоупотреблять и разрушать среду. Но даже если ребенок начнет это делать, всегда есть право обозначить границу: например, не больше двух часиков за урок.
История 3. Про антистрессы
Вы замечали, что звуки в классе — это не всегда разговор? Кто-то щелкает ручкой, кто-то качается на стуле и приземляется с грохотом. Все эти звуки можно свести на нет, предложив ученикам тихие антистрессы, которые всегда есть в классе. Для этого подойдут сквиши, кольца су-джок и даже обычный пластилин. В некоторых странах в магазинах даже продают специальные помогающие наборы «teachers fidget tools», но нет никакой сложности в том, чтобы собрать такой набор самим.
История 4. Про шумомеры
Прогуливаясь по Школе-Город, вы можете заметить много разных шумомеров:
Настенный шумомер в коридоре помогает следить, чтобы громкость на перемене не выходила за рамки «приличий», а еще вы можете изучить информационную табличку и сравнить уровень шума в школе с уровнем шума от работы циркулярной пилы, например.
Деревянный шумомер помогает обозначить на уроке желаемый уровень шума. Это помогает сохранять рабочую атмосферу, но при этом не создавать ситуации непонятных или слишком узких границ, в которых детям трудно находиться длительное время.
Онлайн-сервисы помогают замерять уровень шума в режиме реального времени. Мы любим такие: zero noise classroom (устанавливается как дополнение к Google Chrome и подходит для работ с ограничением по времени) и bouncy balls (работает онлайн без регистрации. Нет таймера, но визуализация — прекрасна).
И в завершение напомним вам про лайфхак, который не требует от взрослого никакой подготовки. Если уровень шума все-таки вышел из-под контроля, не спешите перекрикивать детей, просто начните игру «кто меня слышит».
И так до тех пор, пока не присоединится весь класс. Родители могут пользоваться этим приемом на детских праздниках, если веселье зашло слишком уж далеко.
- «Кто меня слышит, поднимите левую руку!» — вы сами поднимаете руку, а с вами — еще пара самых внимательных ребят.
- «Кто меня слышит, хлопните один раз!» — вы, несколько внимательных ребят и еще те, кто заметили, что что-то происходит, хлопают один раз.
- «Кто меня слышит…»
И так до тех пор, пока не присоединится весь класс. Родители могут пользоваться этим приемом на детских праздниках, если веселье зашло слишком уж далеко.
Желаем всем приятной рабочей атмосферы на уроках!