Легендарная летняя программа
День открытых дверей 1 августа в 19:00
Легендарная летняя программа
День открытых дверей 1 августа в 19:00
Блог

Правила

Правила — это что-то поддерживающее или что-то пугающее? Размышления команды Школы-Город о том, какими должны быть правила в школе с гуманистическими ценностями.


Вместе с командой школы мы разбирались, как создать правила, которые поддерживают, а не пугают. Как относиться к правилам в среде, где ценят свободу, субъекность и выбор? И где все-таки лежит граница между свободой и вседозволенностью?

Для чего нам в школе нужны правила


Чтобы дети могли начать чему-то учиться, они должны почувствовать себя в безопасности. Именно поэтому задача взрослых в школе — помочь детям справиться, создавая для них безопасную, устойчивую и предсказуемую среду, в которой можно ошибаться и пробовать новое.
Важнейшая составляющая безопасного пространства — это правила.

Когда человек не знает, как в новом месте принято себя вести, какое поведение здесь поощряется, а какое — нет, он или она тратит очень много сил на сомнения и тревогу, и пока это беспокойство не пройдёт, человек вряд ли будет готов учиться чему-то новому.

Правила бывают как запрещающие (что нельзя), так и разрешающие (что можно).

С «нельзя» обычно все понятно. Когда взрослые устанавливают правила, они обязательно говорят про «нельзя». А дети часто остаются без выбора, когда ясно только то, что «нельзя». Очень часто мы видим, как большими буквами написано, что нельзя оставлять свои вещи без присмотра, входить без бахил, бегать по газону или пользоваться телефоном.

А как же узнать, что можно? Стоит проговорить даже то, что кажется максимально очевидным: можно просить о помощи, участвовать (или не участвовать) в происходящем. Нет ничего самоочевидного. Разрешающие правила помогают понять, что нужно делать и что взрослые от ребенка ждут.

Важно, что правила должны быть выполнимыми. Если правило слишком сложное, то даже если все очень стараются правило соблюдать, оно будет нарушаться. Дети будут чувствовать, что не справились, а со временем и вовсе перестанут пытаться следовать таким слишком сложным правилам.

Что если правила нарушаются? А что, когда соблюдаются?


Бывает, что люди нарушают правила. Это совершенно нормально, но важно, чтобы они знали, что за этим последует. Хорошо, когда речь идет именно о последствиях, а не о наказании. Наказание связано с силой и властью и не всегда последовательно, а последствия — это закономерности, по которым работает среда. Они не могут быть плохими или хорошими, они просто есть. Во-первых, это позволяет не тратить силы на эмоции (обижаться или расстраиваться), а во-вторых — предупредить всех заранее о том, что и как произойдет.

У вас могут быть поощрения за выполнение правил «можно», например: возможность поиграть в общую игру на перемене или просто благодарности друг другу. При этом поощрения не должны превращаться в манипуляции. Мы видим их, скорее, как договоренность, благодарность или реальную возможность, наличие которой напрямую зависит от выполнения правил.

Необходимо также проговорить ребенку, что от нарушения правил ученик автоматически не становится «плохим человеком». Важно, что ребенку по-прежнему рады в классе, даже если он регулярно нарушает правила.

Пользоваться правилами нужно в первую очередь разумно.

МОЖНО:


  • напоминать о правилах;
  • обращаться к правилам на занятиях и во время разных активностей;
  • придумывать поощрения за выполнения правил (при этом не прибегая к манипуляции);
  • при нарушении правил обращаться к последствиям, а не к наказаниям.

НЕЛЬЗЯ:

  • манипулировать;
  • запугивать, устрашать, стыдить;
  • говорить, что ребенок плохой, потому что не соблюдает правила.

В заключение хотим поделиться с вами несколькими правилами, действующими в Школе-Город.

  • Нельзя игнорировать урок, но можно взять 3 минуты на отдых. Для этого в каждом классе есть песочные часы. Это правило дает право вполне легально «выпасть» из урока без риска услышать от учителя «опять в облаках витаешь».
  • Нельзя использовать на уроке отвлекающие предметы (обычно это игрушки), но можно использовать предметы помогающие (они всегда есть в классе). Такими предметами могут быть тихие антистрессы, колечки су-джок, балансировочные подушки.
  • Нельзя лезть на стены, рисовать на обоях и стоять на голове. Но если ты договорился о том, где, как и когда это будет уместно, то можно.